Вопросы – ответы

Вопросы

Ответы

Диагноз моего ребенка  не входит в перечень заболеваний для организации обучения на дому, но в силу своих особенностей образовательную организацию он посещать не может. Что делать?

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ч.10. ст. 66). 

          Если у Вашего ребенка нет медицинских показаний для обучения на дому, Вы можете воспользоваться  правом обучения по индивидуальному учебному плану, который разрабатывается образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных  потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации».

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в следующих случаях: в целях  ускоренного освоения  образовательной программы (по одному или нескольким предметам); в целях ликвидации имеющейся академической задолженности;  в других случаях, предусмотренных локальным актом школы.

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

·         заявление родителей (законных представителей) обучающихся;

·         решение педагогического совета образовательной организации;

·         приказ руководителя образовательной организации;

·         расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации; журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор: организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;

o    определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;

o    оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта; проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года. Использование индивидуального учебного плана является правом, а не обязанностью образовательной организации,  а также обучающихся и их родителей.

Если в школе не принят соответствующий локальный акт, то реализовать свое право на обучение по индивидуальному учебному плану в данной организации невозможно. Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 статьи 58 Закона «Об образовании в Российской Федерации»  родители (законные представители) обучающихся могут настаивать на обучении по индивидуальному учебному плану  в случае, если обучающийся не смог ликвидировать академическую задолженность.  Обучающиеся, перешедшие  на обучение по ИУП, из списков школы, класса не исключается, поэтому они пользуются всеми академическими правами и мерами социальной поддержки, имеют обязанности, предусмотренные Законом, локальными актами школы. Родители (законные представители) обучающихся и школа обязаны создать необходимые условия для успешного обучения по ИУП. Под  созданием школой необходимых условий для обучения по ИУП подразумевается, что школа: разрабатывает совместно с родителями индивидуальный учебный план обучающегося; с учётом запросов родителей (законных представителей)  и обучающихся определяет сроки и уровень реализации образовательной программы; разъясняет  обучающимся и их родителям (законным представителям)  особенности организации учебного процесса при обучении по ИУП; составляет расписание занятий, консультаций; организует текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся; разрабатывает, принимает и утверждает локальные акты, предусмотренные Законом.

Школа отказывается  разрабатывать СИПР, а настаивает на оформлении ребенка на семейную форму обучения, чтобы снять с себя всякую ответственность за образование ребенка, при этом никакой материальной компенсации родителю не предусмотрено

Статья 44. П.3. Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения,  организации, осуществляющие образовательную  деятельность. Соответственно, перевод ребенка на семейную форму обучения возможен только с Вашего согласия.

Новое письмо Минобрнауки от 05.03.2018 № ТС-728/07 поможет школам разработать СИПР для учеников с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 2-го варианта адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). В СИПР включают:

  • сведения об ученике и его родителях;
  • характеристику школьника;
  • содержание образования в условиях ОО и семьи;
  • условия, которые реализуют потребность в уходе и присмотре за учеником;
  • перечень специалистов, которые разрабатывают и реализуют программу;
  • перечень форм сотрудничества школы и семьи;
  • список технических средств и методических материалов для обучения школьника;
  • средства мониторинга и оценки динамики обучения;
  • индивидуальный учебный план (ИУП) для учащегося.

В ИУП входит индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, которые выбирают из общего учебного плана АООП, и объем учебной нагрузки. В ИУП для ученика с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития будут преобладать занятия коррекционной направленности. У школьника с умеренной степенью умственной отсталости больший объем учебной нагрузки распределите на предметные области.

Если необоснованно перенести все предметы и часы из учебного плана АООП в ИУП, школа нарушит требования ФГОС о необходимости учитывать особенности и образовательные потребности конкретного ученика.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 15 марта 2018 года № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»

Минобрнауки России в связи с многочисленными обращениями по вопросу об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальной индивидуальной программе развития (далее – СИПР) сообщает.

В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: “обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей” (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: “АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося”.

Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07), где в пятой части, в разделе “Разработка СИПР” (пункт III “Индивидуальный учебный план”), в частности, указывается: “Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее – ИУП). Первый включает две части: I – обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.

Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.

Для таких обучающихся, учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.

У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий”.

В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план, создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.

В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование в методических рекомендациях указывается, что образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.

В каких случаях школа разрабатывает СИПР? Как оценивать обучающегося по СИПР? Что входит в структуру СИПР?

Что включают  в индивидуальный учебный план?

 

 

Школа разрабатывает СИПР для учеников, которые обучаются по 3-му, 4-му вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 2-му варианту АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель СИПР – обучающийся должен обрести жизненные компетенции, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности, когда он решает повседневные жизненные задачи. СИПР включает школьника в жизнь общества, расширяет его жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных пределах. СИПР решает задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирует социально-бытовые навыки.

СИПР разрабатывается по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) или ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Когда организуется обучение по СИПР, соблюдаются принципы:

  • индивидуализации. СИПР для каждого обучающегося основывается на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
  • целесообразности. Школа может увеличить или уменьшить часы учебного плана, что позволит учесть индивидуальные особенности обучающегося и характер заболевания;
  • междисциплинарного подхода. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник взаимодействуют между собой;
  • семейно-ориентированного сопровождения. Школа активно включает родителей в образовательную деятельность, они взаимодействуют со всеми специалистами.

Школьники с интеллектуальными нарушениями не мотивированы к общению, негибки в контактах, у них повышенная эмоциональная истощаемость, может быть грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.

У многих учащихся речь отсутствует или нарушена так, что окружающие не понимают ее. Ученик неполноценно взаимодействует с окружающим миром, не социализируется и не адаптируется в обществе.

Выход из ситуации – обучать школьника использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, мимику, систему символов, пиктограммы. Альтернативные средства коммуникации будут компенсировать у неговорящих учеников отсутствующую речевую активность, помогут им выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности.

Как оценивать обучающегося по СИПР

Индивидуальный учебный план (ИУП) предполагает персональный уровень образовательного результата. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) школы может рекомендовать индивидуальную оценку текущих проверочных работ и промежуточной аттестации.

В конце 1-го класса составьте описательную оценку, так как обучение безотметочное. Описательная оценка – результат освоения СИПР. Разделы оценки: содержание курса, уровень освоения содержания курса по предметам, процент качества усвоения программного материала по каждому предмету. Сделайте вывод о развитии личностных результатов обучающегося и напишите рекомендации по СИПР на следующий учебный год.

Результаты освоения СИПР выражают оценочными показателями и качественными критериями по итогам практических действий, например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции», «выполняет действие по образцу», «действие не выполняет», «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Что входит в структуру СИПР

СИПР разрабатывают на один год. В структуру СИПР школа включает:

Необходимость в присмотре возникает, если у ребенка: агрессия в отношении людей и (или) предметов, самоагрессия; он выходит из класса или школы, не предупреждая взрослых

1. Фамилию, имя, отчество обучающегося, возраст на тот момент, когда составляется программа, дату рождения, место жительства, сведения о матери, отце, год обучения, форму обучения.

2. Характеристику, которая содержит оценку состояния обучающегося на тот момент, когда составляется программа; заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии учащегося, особенности познавательных процессов, сформированность устной речи и речемыслительных операций, характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых навыков, умений, бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, выводы по итогам обследования.

3. ИУП, который отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

4. Содержание образования в условиях организации и семьи: базовые учебные действия, содержание учебных предметов и коррекционных занятий, нравственное воспитание, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочная деятельность.

5. Условия, которые реализуют потребность в уходе и присмотре.

6. Перечень специалистов, которые разрабатывают и реализуют СИПР.

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

СИПР может содержать приложение, в котором размещаются задания и рекомендации, чтобы их выполнить.

Что включить в индивидуальный учебный план

Ученика обучают на дому, если рекомендует медицинская организация. Минздрав приказом от 30.06.2016 № 436нутвердил перечень заболеваний, которые дают право обучаться на дому

ИУП включает учебные предметы и коррекционные курсы, которые педагоги выбирают из учебного плана АООП в зависимости от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающегося. Когда разрабатываете ИУП, учитывайте рекомендации в заключении ПМПК, индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, заключении специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога.

В ИУП школьников с умственной отсталостью (тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости больший объем учебной нагрузки распределяют на предметные области. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определите исходя из индивидуальных образовательных возможностей обучающихся.

Домашнее визитирование – технология, когда педагоги и специалисты обучают родителей уходу за ребенком, реализуют методы развития и воспитания в домашних условиях

Когда разрабатываете СИПР, оговорите с родителями, какие мероприятия может посетить ученик в их сопровождении или в сопровождении тьютора. Обучающиеся участвуют во внеурочной деятельности добровольно, школа учитывает их интересы и запросы родителей.

Во внеурочном мероприятии обучающийся может быть участником или зрителем в зависимости от индивидуальных возможностей и содержания занятия.

Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” (вместе с “Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”) содержит раздел 5 «Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями». В данном разделе подробно освещены вопросы:

-проведение психолого-педагогического обследования и оценка состояния развития ребенка,

-разработка специальной индивидуальной программы развития,

-особенности организации образовательной деятельности по СИПР.

Приложение 5 содержит ПРИМЕРЫ СИПР.

Центром лечебной педагогики и дифференцированного обучения (г. Псков) clp.pskov.ru разработаны примеры СИПР и учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) умксипр.рф

Электронный учебно-методический ресурс включает в себя:

-содержательное наполнение компонентов СИПР

-выбор ожидаемых результатов для включения в СИПР

-понимание путей и способов достижения ожидаемых результатов

-видео-иллюстрация примеров работы с детьми

-ориентация и выбор дидактического материала для работы с учащимися

-составление СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора

-создание рабочих тетрадей для занятий с детьми.

.

Медицинское обслуживание учащихся с ОВЗ: на что обратить внимание

 

Сахарный диабет– заболевание, требующее постоянного наблюдения со стороны специалистов медицинского профиля, контроля самочувствия ребенка с мониторингом уровня сахара крови. При этом ребенку могут быть необходимы своевременные инъекции инсулина, диетическое питание, соблюдение режима. Поэтому по рекомендации лечащего врача и по согласованию с  родителями  возможно организовать кратковременное посещение ребенком образовательной организации либо рассмотреть возможность обучения на дому.

Моему ребенку  на 1 сентября исполнилось 7 полных лет, но к обучению в школе он еще не готов

Согласно ч. 2 ст. 64  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

 Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Соответственно, до восьми лет ребенок может находиться в дошкольной образовательной организации.

Моему ребенку 3 года, он практически не разговаривает, куда можно обратиться

Начните со специалистов медицинского профиля: сурдолога (чтобы исключить возможное нарушение слуха), невролога. Обратитесь с ребенком на ПМПК, с целью создания специальных условий при обучении. Так же вы можете обратиться в консультационный центр ДОУ либо в ППМС центр.

Моему ребенку 2 года, дошкольную организацию не посещает, на имя не откликается, не разговаривает, на просьбы не откликается, игрушками не играет, куда обратиться

Необходимо получить консультации специалистов: сурдолога, невролога и др. специалистов узкого профиля с целью исключить возможные проблемы в развитии. Обратитесь с ребенком на консультацию к специалистам ПМПК, в консультационный центр ДОУ либо в ППМС центр.

У  детей, поступивших в школу до 2016 года, в учебном плане — меньшее количество часов, не  предоставляются услуги тьютора и ассистента, не адаптируется программа

В ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 сентября 2019 г. N Р-93

перечислены рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья которые конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;

разработку индивидуального учебного плана обучающегося;

адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;

предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе, другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273). Следовательно, если ПМПК подтвержден статус ОВЗ обучающемуся, то независимо от того, подходит ли он под действие ФГОС для обучающихся с ОВЗ,  для него должны быть созданы специальные условия для получения образования, включающие в себя  использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических  материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Может ли психолого- педагогический консилиум образовательной организации менять уровень адаптированной программы ребенка в течение учебного года

Вариант или уровень АООП определяет  ПМПК. ППк может инициировать обращение родителя (законного представителя) на ПМПК с целью смены уровня АООП.

Согласно ФГОС ОВЗ перевод на другой вариант программы возможен по итогам учебного года при повторном прохождении ПМПК, если ребенок показывает результаты выше или не справляется с программой.

Приказ МинОбрНауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» п. 2.13  гласит: «Определение варианта для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных  по результатам его комплексного ПМП- обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПРА  и мнения родителей (законных представителей)».

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Перевод обучающегося с одного варианта АООП на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей).

Как можно поступить в коррекционную школу, коррекционный класс

Согласно Федеральному закону РФ “Об образовании в Российской Федерации”, N 273-ФЗ | ст. 79 «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.  Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися».

Согласно ст.44  ФЗ  N 273 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения  образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность». В ходе консультации на ПМПК родители (законные представители) могут получить информацию о необходимости в их конкретном случае перехода в ту или иную образовательную организацию или класс.

Кем определяется необходимость сопровождения  ребенка тьютором,  и ассистентом

Согласно законодательству в сфере образования (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от20 февраля 2019 года № ТС-551/07

«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью») общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии” специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г № 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – приказ № 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”, а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”(зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания” (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный № 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. № 351н утвержден профессиональный стандарт “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья”(зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный № 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих “Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

  • на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
  • на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
  • на постоянной основе.

Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ № 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014(зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

В связи с изложенным, должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

 

При обучении ребенка на дому родители сталкиваются с нарушениями по количеству предоставляемых часов, с запретом ребенку присутствовать на общих уроках его класса, что делать

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018)”О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019)”Об образовании в Российской Федерации”

Вопросы обучения ребенка на дому регулируются статьями ФЗ № 273 от 29.12. 2012 «Об образовании в РФ». В частности п.6 гласит, что порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. 

Из  Письма Рособрнадзора от  07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» следует, что в настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациями ПМПК. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий  и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

На основании выше изложенного Рособрнадзором рекомендовано: органам исполнительной власти субъектов РФ, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому и соответствие объема недельной образовательной нагрузки  обучающегося ФГОС.

Следовательно, при возникновении разногласий с образовательной организацией родитель (законный представитель) может обратиться в органы исполнительной власти своего субъекта РФ, который осуществляет переданные полномочия РФ в сфере образования.

 

Как получить направление на  коррекционно-развивающие занятия, обязательно ли проходить ПМПК?

ФЗ № 273 от 29.12. 2012 «Об образовании в РФ» статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, пункт 2 гласит: обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Данная помощь может быть получена у специалистов образовательной организации, в которой обучается ребенок или в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов РФ (ФЗ № 273 от 29.12. 2012 «Об образовании в РФ» статья 42).  Для получения бесплатной психолого-медико-педагогической помощи прохождение ПМПК не обязательно.

Психолого-педагогическая, медицинская или социальная помощь может быть оказана только на основании заявления или согласия в письменной форме родителей/законных представителей.

Помощь, которую могут оказать центры ПМПК, включает в себя:

  • ​ психологическое консультирование родителей, детей и педагогов;
  • ​ коррекционно-развивающие и логопедические занятия с детьми;
  • ​ помощь в профориентации;
  • ​ реабилитационные и медицинские мероприятия;
  • ​ выбор оптимальных методов обучения и воспитания учащихся, испытывающих трудности в обучении;
  • ​ выявление потенциальных препятствий к обучению;
  • ​ помощь детям, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • ​ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов психолого-педагогическая помощь является составной частью образовательной программы и т. д.

 

Куда обратиться, чтобы сдавать ГИА в облегченной форме?

На основании письма Рособрнадзора N10870 от 27.12.2017 на создание специальных условий при сдаче ГИА могут претендовать:

– Дети-инвалиды, инвалиды

-Обучающиеся с ОВЗ

-Обучающиеся в медицинских организациях

-Обучающиеся на дому

Обучающиеся, имеющие ограничения жизнедеятельности и здоровья или связанные со здоровьем.

При подаче заявления об участии в ГИА предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной ФГУ МСЭ, а также копию рекомендаций ПМПК.

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные,  реабилитационные и оздоровительные

мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

Моему ребенку 8 лет, ПМПК определила специальные условия обучения (АООП), нас отказываются брать в школу по месту жительства

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) (пункт 17 Порядка).

Напоминаем, что обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Закона об образовании).

Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Одновременно предоставленное родителями (законными представителями) детей такое заключение является основанием для создания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.

Как попасть на занятия к логопеду?

 

 

Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада, школы, ППМС центра и др. Если у Вашего ребенка имеются речевые нарушения, Вам следует обратиться в ПМПК для определения тяжести речевого нарушения и соответствующей программы обучения. Коррекция речевых нарушений может проводиться на логопунктах  ДОО и ОО, в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО.

 

 

Какие особенности получения образования есть у лиц с умственной отсталостью?

По закону ребенок до 18 лет обязательно должен получить начальное, основное и среднее общее образование, потому это обязательные уровни образования. Но если ученик с интеллектуальными нарушениями захочет получить общее образование после 18 лет, то имеет на это право. Минпросвещения разъяснило, что закон не ограничивает возраст, в котором можно получить общее образование.

Если ученик не освоил программы начального и основного общего образования, то его не допустят учиться на следующих уровнях общего образования. Ученику с интеллектуальными нарушениями школа выдает свидетельство об обучении (ч. 13 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Свидетельство об обучении – не документ об уровне образования, но дает право на профессиональную подготовку (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Минобрнауки от 18.04.2013 № 292). Школьник может учиться в 10-12-х классах с углубленным изучением учебных предметов и предметных областей в части трудового обучения (п. 30 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015).

Главное – обеспечить социальную адаптацию граждан старше 18 лет с интеллектуальными нарушениями и реализовать их право на общее образование. Для этого в регионе определяют конкретную ОО или создают условия в любой школе.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМОот 2 ноября 2018 года № ТС-459/07

О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с законодательством Российской Федерации начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет. Предельный возраст получения образования не ограничен.

Вместе с тем обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

В соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 “Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам”, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении.

Свидетельство об обучении не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.

В то же время свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292, или обучение в 10-12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения в соответствии с пунктом 30 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Вместе с тем в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (часть 3 статьи 5 Закона об образовании).

При этом федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не установлен предельный возраст получения общего образования.

Таким образом, лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.

Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.

Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе,

Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.

В связи с изложенным, рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.

 

Где могут обучаться дети с ОВЗ? Может ли ребёнок с лёгкой умственной отсталостью обучаться в лицее или гимназии?

 

 

Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок может обучаться в любой школе по адаптированным программам при условии территориального закрепления к этой школе.

Согласно ст. 44. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

«Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» п.3  родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Что включают в себя специальные условия обучения?

 

Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

В приказах Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года N 1015

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»и от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»в разделе III. «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» определены СОУ для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата

Что отличает учеников с ЗПР от сверстников без ограниченных возможностей здоровья? В каких условиях обучения нуждаются школьники с ЗПР?

По какому варианту образовательной программы обучать школьников с ЗПР?

 

 

 

Категория учеников с ЗПР неоднородна. Диапазон различий внутри нарушений колеблется от близкого к нормативному уровню развития до состояния, которое необходимо отграничить от умственной отсталости.

Познавательная деятельность

Мыслительная деятельность поверхностна, инертна, замедленна. Ученики отстают в развитии словесно-логических форм мышления, но наглядно-образное мышление приближено к возрастной норме. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

Школьники медленно переключаются с одного задания на другое. Для ученика с ЗПР необходим более длительный период, чтобы принять и переработать зрительные и слуховые образы.

Обучающиеся с ЗПР недостаточно любознательны, не проявляют стойкого интереса к заданиям, они малоактивны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок. Непосредственный интерес к заданию быстро угасает, особенно когда возникают трудности в работе. Любые затруднения не стремятся преодолеть.

Ученики обладают слабой памятью. Если они запомнили материал, то помнят его мало и неточно воспроизводят. Им трудно ориентироваться во времени и пространстве.

Эмоции и воля

Учащиеся отличаются эмоционально-волевой незрелостью. Отсутствует живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке своей деятельности.

Варианты программ определяет ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598

Ученику сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Слабая регуляция деятельности: не могут планировать, следовать намеченному плану, проводить самоконтроль. Младшие школьники с ЗПР резко и негативно реагируют на трудности в решении учебной задачи и на отрицательную оценку выполненного задания. Возможны эмоциональные срывы, ученик отказывается выполнять задание, демонстрирует безразличие.

Речь

Речевое развитие связано с мышлением, поэтому у школьников с ЗПР системное недоразвитие речи. Нарушены звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Словарный запас и запас общих сведений об окружающем мире ограниченный, беднее, чем у сверстников. Ученик с трудом учится читать, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, ему трудно самостоятельно написать текст.

Особенности развития учеников с ЗПР затрудняют образовательную деятельность, поэтому таким ученикам необходима специальная поддержка всего педагогического коллектива. Содержание и условия образовательной деятельности определяют потребности учеников с ЗПР.

Педагоги школы:
– организуют особую пространственную и временную среду;
– выстраивают комплексное сопровождение образовательной деятельности;
– обеспечивают коррекционно-развивающую направленность, специальные приемы, методы и средства обучения;
– учитывают индивидуальный темп обучения и продвижения ученика в образовательном пространстве;
– формируют социальные или жизненные компетенции;
– стимулируют познавательную активность;
– помогают осмыслить и расширить контекст знаний и компетенций;
– актуализируют знания, умения и одобряемые обществом нормы поведения;
– реализуют потребность в развитии социального взаимодействия, отработки коммуникации;
– учат переносить знания и умения в новые ситуации.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для школьников с ЗПР включает два варианта адаптированных основных образовательных программ (АООП): вариант 7.1 и 7.2. Вариант АООП соотносится с характером и структурой нарушения психического развития учеников с ЗПР.

Специалисты психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) разграничивают характер и структуру нарушения психического развития учеников с ЗПР и рекомендуют вариант образовательной программы. Проектируют индивидуальные образовательные траектории в рамках варианта образовательной программы специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы. АООП начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования. АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР школа разрабатывает самостоятельно по ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и на основе примерной АООП.

Вариант образовательной программы 7.1

Обучение по варианту программы 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию школьников без ограничений по возможностям здоровья. Сроки обучения одинаковы для всех 1-4-х классов.

Администрация школы обеспечивает комплексное сопровождение образовательной деятельности, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия специалистов. Обязательной будет систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося с ЗПР.

Вариант образовательной программы 7.2

Обучение по варианту 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, которое сопоставимо по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся без ограничений по возможностям здоровья.

Вариант 7.2 предусматривает пролонгированные сроки обучения с 1-го по 5-й класс – пять лет. Увеличить срок обучения можно, если ввести первый дополнительный класс.

АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные области в зависимости от варианта АООП начального общего образования.

В учебный план обязательно входит «Коррекционно-развивающая область», которую школа реализует через содержание коррекционных курсов. На коррекционно-развивающую область в учебном плане отводится не менее 5 часов из 10 часов в неделю для реализаций направлений внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное. Она может включать индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению школьной неуспешности у детей с ЗПР, которые проводит учитель.

Цели занятий – восполнить образовательные дефициты учеников; помочь им сформировать приемы учебных действий; отработать индивидуальные приемы формирования учебных навыков; автоматизировать учебные навыки. Педагоги проводят коррекцию индивидуальных особенностей психофизического развития школьников на учебном материале: развивают мелкую моторику, внимание, память, пространственно-временную ориентировку, речь.

 

Мой ребенок плохо читает и пишет. Что делать?

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 8 февраля 2019 года № ТС-421/07

О направлении рекомендаций

Министерство просвещения Российской Федерации (далее – Министерство) обращает внимание, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения (эффективного психолого-педагогического сопровождения) этой категории детей. При этом чтение и письмо являются метаязыковыми компетенциями, обеспечивающими у обучающихся всех уровней образования усвоение учебных дисциплин и влияющими на дальнейшую социализацию.

К категории обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, в данном случае относятся обучающиеся, имеющие сохранный интеллект, слух, зрение и демонстрирующие в комплексе или изолированно стойкие нарушения технической и/или смысловой сторон чтения и/или допускающие специфические ошибки письма, что препятствует успешному освоению основной образовательной программы.

Нарушения чтения и письма (в клинико-педагогической классификации – дислексия и дисграфия) могут проявляться в разной степени и быть обусловленными различными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью других высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности; моторной недостаточностью, а также носить смешанный характер. Эти нарушения не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей обязательное логопедическое воздействие.

Министерство обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, на необходимость повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся данной категории, включая детей дошкольного возраста, попадающих в группу риска по фактору нарушения чтения и письма.

Необходимо организовать работу психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК), психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих такие нарушения или риски их возникновения, на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование).

Особое внимание необходимо обратить на обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Они, как правило, не получают специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а также на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения чтения и письма не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) данные обучающиеся, не имеющие выраженных отклонений в развитии и не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая может быть оказана им в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых они обучаются.

Содержание психолого-педагогической работы с указанной категорией обучающихся определяется в зависимости от этиологии нарушения, степени его выраженности и ступени обучения и может носить пропедевтический либо коррекционный характер.

При наличии устойчивого нарушения чтения и письма, имеющего низкую динамику коррекции, необходимо интенсифицировать степень психолого-педагогического воздействия.

С этой целью на основании рекомендаций ПМПК обучение организовывается по адаптированным основным общеобразовательным программам  начального общего образования (вариант 5.1, вариант 5.2) (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598).

Для обучающихся с нарушениями чтения и письма, включенных в коррекционную (логопедическую) работу, в зависимости от степени тяжести и характера нарушений организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой такие обучающиеся получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование, их образование может быть индивидуализировано с учетом:

снижения темпов и объема выполнения письменных заданий;

изменения способа выполнения заданий (замена чтения вслух и письменных работ устными ответами);

использования аудиозаписей учебного материала;

использования вспомогательного дидактического материала (орфографических словарей, схем);

использования специально разработанной шкалы оценок;

проведения промежуточной аттестации с учетом характера и степени тяжести нарушения.

С учетом изложенного в соответствии со статьями 28 и 58 Закона об образовании рекомендуем организациям, осуществляющим образовательную деятельность, осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации указанной категории обучающихся с учетом имеющихся у них психофизических особенностей.

 

Как правильно комплектовать

классы или группы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в т. ч. с инвалидностью, имеют право получать образование совместно с другими обучающимися или в отдельных классах, группах (ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Если в образовательной организации достаточно детей с ОВЗ одной категории, например, глухих, и родители согласны, то администрация создает отдельные классы.

В школе по желанию родителей ребенок с ОВЗ, в т. ч. с инвалидностью, учится в обычном классе вместе со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, но по адаптированной образовательной программе, которая учитывает его индивидуальные образовательные потребности.

Отдельные классы, группы для обучающихся с ОВЗ администрация школы комплектует в зависимости от категории учащихся, вариантов адаптированных основных образовательных программ и СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26.

В дошкольных образовательных организациях для детей с ОВЗ создают группы компенсирующей и комбинированной направленности. Условия: достаточное число детей с ОВЗ одной категории с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Группы формируют с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Численность обучающихся с ОВЗ в группе или классе не превышает 15 человек

В группах комбинированной направленности реализуют инклюзивное образование – совместное обучение детей с ОВЗ и детей без ограничений по возможностям здоровья (п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014).

Количество детей в группах регламентирует СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (п. 1.11 и п. 1.12).

 

ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

Лицензия 42ЛО1 №0003361, регистрационный №16303 от 25 августа 2016

2019 © Все права защищены | Карта сайта

WordPress Lessons